Previous Entry Share Next Entry
Подполковник ВВС
podpolkovnikvvs

"Буран", как это было. С кочки зрения рядовой лягушки :) - 7

Продолжаем...

Вернёмся, однако, к технике...
Б.Е.Черток в своих мемуарах всегда завидовал заводам, изначально принадлежащим авиации. Отмечал совершенно иную культуру конструкторской проработки, технологий.

Почему тогдашний министр авиационной промышленности П.В.Дементьев отказался от лидерства в Бурановской программе, не знаю. И не знает никто. Должен был бы, ведь сердечник программы, орбитальный корабль был нашим, пилотируемым по авиационным законам природы, совершенно чуждым для космических аппаратов... П.В. вскоре умер. Может, и в этом дело, но случилось так, как случилось.

К чему я о министре... Будь программа под крылом МАП, такого разудалого оптимизма (чреватого человеческими потерями), уверен, не было бы. И ведь было у разработчиков системы управления, что четыре(!) станции к Марсу просвистели мимо из-за одинаковой ошибки в софте. И уже во время Бурана экспедиция "Вега" (Венера - комета Галлея), кхм... мягко говоря, не совсем выполнила задачу. Честно? Я был очень не уверен, что это всем нам сойдёт с рук.
Пётр Васильевич Дементьев был классически правильным, волевым министром. Но он по происхождению приборист, не самолётчик. Не взял на себя, мы оказались заложниками чужих решений. Да что об этом, программа закончилась, никого не убив, уже хорошо

Легенды...
Люди-легенды той работы.
Да простится мне, что невольно какой-то ранжир получается, но легендой номер один тех наших экспедиций был, конечно, Александр Щукин. Он был участником всех программ от первой и вплоть до гибели. Известие убило всех, не только нас, горевал весь наш тамошний народ, независимо от принадлежности к фирмам ли, министерствами ли. Удар, иного слова не найти.
Какие мелочи иногда так влияют на дальнейшие события - остаётся только молча разводить руками. За неделю до очередной экспедиции у Александра какая-то хворь с рукой случилась. Ещё на неделю отъезд придержали в надежде, что уладится за это время. Но уж в очередной понедельник надо было отбывать, время не ждало. Днём раньше встретил его с женой о дочерью в городе, обратил внимание, что повязки уже нет. С надеждой спросил: "Летишь?" - "нет, Вить, сейчас не лечу. Не горюйте, я вас забирать оттуда приеду!" Мы уже отлетали крайний полёт и упаковались домой, когда в нашу комнату влетел с никаким лицом один из ведущих: "Мужики! Саша Щукин разбился!". Именно "разбился" ещё оставило секунду надежды, ведь можно разбиться, но не погибнуть... Но нет... погиб.
Ах, если бы мы улетели неделей позже, он уже выздоровел бы и не полетел на ту мелкомасштабную программу на Су-26(!). И ничего этого не было бы...

Да простит меня Игорь Петрович Волк, что не с него, легендарного во всех смыслах, открыл список. Создатель отряда, лётчик от Бога. "Ближний космос должен быть пилотируемым!". Честный, бескомпромиссный человек, идеалист в лучшем смысле этого слова. Много сделал для темы, но тема неожиданно оказалась ниже его планки.


Игорь Петрович был ещё и отменным психологом. В отряде были совсем не серые исполнители чужих требований. Это были амбициозные, состоявшиеся испытатели, ещё не достигнувшие пика карьеры, но уверенно к нему шедшие. Создать из них единую команду задача не из рядовых, и И.П. это сделал.

Взгляните на портреты в предыдущей ссылке. Это очень смелые люди! Ведь очень возможно было по прохождению комиссии в Институте медико-биологических проблем (ИМБП) обнаружить болячку, которая не то, что в космос не пустит, а и вообще с лётной работы вышвырнет. А что такое для лётчика-испытателя лишиться основной и любимой работы в возрасте ещё до сорока? Ощущение внезапной смерти...

Тогда начальники, а теперь легенды - Андрей Арсенович Манучаров, отвечавший за лётные испытания от ЛИИ и Степан Анастасович Микоян - от "Молнии". Друзья с довоенных лет. Андрей Арсенович на разборах прикрывал наши косяки простым резоном: "Это наша ошибка и мы разберёмся внутри себя!". На фоне иных руководителей, прилюдно требовавших крови СВОИХ(!) сотрудников, было по-офицерски, по-генеральски. "Хвали при всех, ругай один на один" звучит просто, но не все способны сказать, что это "наша", не "ведущего инженера Х", а, хоть и отчасти, "моя" вина...
Степан Анастасович - прекрасный человек и специалист, тоже никогда не видел его даже делающим внушение кому-то. Так ведь вершина (по современному, менеджера) свести в одну команду людей квалифицированных и даже талантливых, свести так, чтобы не разменивались на отношения, а работали на максимуме возможного...



Часть - 1
http://podpolkovnikvvs.livejournal.com/163584.html
Часть - 2
http://podpolkovnikvvs.livejournal.com/163932.html
Часть - 3
http://podpolkovnikvvs.livejournal.com/164375.html
Часть - 4
http://podpolkovnikvvs.livejournal.com/164785.html
Часть - 5
http://podpolkovnikvvs.livejournal.com/165241.html
Часть - 6
http://podpolkovnikvvs.livejournal.com/165402.html

Posts from This Journal by “космос” Tag


promo podpolkovnikvvs november 10, 2015 13:32 16
Buy for 30 tokens
Продолжим нашу экскурсию. Вениамин Вайсман. Безногий аферист из Житомира успешно «разводил» сталинских министров 1 Вайсман перебрался в Москву. Будучи калекой, он уже не мог заниматься своим прежним ремеслом. И тогда вор решает сменить амплуа. В 1945 году, в течение нескольких…

?

Log in

No account? Create an account