podpolkovnikvvs (podpolkovnikvvs) wrote,
podpolkovnikvvs
podpolkovnikvvs

"Буран", как это было. С кочки зрения рядовой лягушки :) - 2

Первая часть - 1

http://podpolkovnikvvs.livejournal.com/163584.html

Продолжаем...

==============

Да! Кстати, я незаслуженно забыл БТС-002, атмосферный аналог орбитального корабля! Извиняет только то, что все 24 полёта наблюдал только по телевизору на ПУЛЭ - пункте управления лётным экспериментом. В жизни, говорят, очень страшно было наблюдать этот "утюг" на крутой глиссаде! Он же огромный, да ещё и черный снизу, как сажа! Вообще, даже туполя на таких режимах видеть было страшно, действительно, страшно! Пассажирский самолёт под такими углами не летает! Он же неминуемо сейчас же разгонится и просто развалится! А уж БТС...

Кстати, кстааати! Именно БТС до конца эпопеи отбил у всех участников охоту нарушать технологию испытаний :). Конец 1985-го года. Буквально последние дни - 30-е декабря. Первая рулёжка (не пробежка даже!). Выкатиться на ВПП, прокатиться на скорости 50, развернуться, и обратно, чего проще? Ан нет! Уже на полосе отказало всё! Аппарат просто умер! Казалось, не сильно беда, подъезжай, эвакуируй экипаж, разбирайся. Но для полноты заклинило и люк, через который входят-выходят :) И было бы смешно, если бы не нехилый мороз за -30! Да, был ещё один технологический люк из кабины в отсек, который на ОК был для полезного груза, но на БТС там были баки с топливом, а сам отсек заполнен азотом. Всем уже стало очень не смешно...

Всем было уже очень не смешно, (а некоторым, попавшим под руку, и незаслуженно), даже когда при помощи зубила и "какой-то матери" люк стал открыт. Игорь Петрович Волк человек искренний, и умеющий недвусмысленно изложить собственное мнение :)
Что же произошло в простейшей, примитивной с авиационной точки зрения ситуации?
А, ребята, произошёл переход на цифровые технологии!

Что на БТС, что на ЛЛ, что на стендах оператор при подготовке к полёту общался с системой посредством ввода/контроля данных в виде шестнадцатиричных чисел. Можно было "поковыряться в кишочках". В пределах инструкций, конечно! Ну и доковырялись. Новая версия ПО не успевала к рулёжке. И тогда решили (в нарушение!) подкорректировать старую с пульта. Оператор точно так же ввёл ошибочные данные, контролёры точно так же это дело "промухали". А ошибка оказалась фатальной, так как корректировались не данные, а область кодов. В одном интересном и совершенно безвинном месте операция сложения была заменена на условный переход в никуда. И фффсё!
Повезло! Повезло в том, что случилось на земле и вовремя звоночек прозвенел. С тех пор никто больше не шутил ни с процедурами поставки версий, ни с коррекцией кодов. Не успеваем с версией и срываем сроки? Значит - да, срываем сроки!

Но долго ли коротко ли, дома хорошо, а финальная часть выступлений всё же в солнечном Казахстане была назначена :) Да и худо ли было поглядеть на "космическую гавань Земли", а уж поучаствовать - це же вааще!

Маленькая техническая справка, не хвастовства ради, а просто потом понятнее будет. Пользовавшийся немалым и заслуженным авторитетом И.П.Волк пробил именно для этой работы и именно для нас по тем временам изрядное количество вычислительной техники забугорной. И нам удалось на базе двух РС, одной самодельной интерфейсной платы и одного кабеля соорудить обработку телеметрии, контроль состояния борта и отображение его простанственного положения. Так сказать, в одном флаконе. Это могли и должны были сделать специально подготовленные люди, но они убедительно доказали, что это невозможно. А мы просто этого не знали :).
На самом деле, решение лежало настолько "на видном месте", что искать его там никто и не подумал :)

В общем-то мы это сочиняли под свои интересы, чтобы делать вместо одного полёта в два дня наоборот два полёта за день, но кто же тогда знал, что и на пуске это пригодится :)
Ну, ладно, сеанс самовосхваления окончен, приступим к реалиям бытия и к романтике :)
Хотя... лучше работы у меня не было и уже не будет :(

Продолжение следует...

Tags: Байконур, Буран, Виктор, СССР, воспоминания, космос, рассказы
Subscribe

Posts from This Journal “космос” Tag

promo podpolkovnikvvs november 10, 2015 13:32 16
Buy for 30 tokens
Продолжим нашу экскурсию. Вениамин Вайсман. Безногий аферист из Житомира успешно «разводил» сталинских министров 1 Вайсман перебрался в Москву. Будучи калекой, он уже не мог заниматься своим прежним ремеслом. И тогда вор решает сменить амплуа. В 1945 году, в течение нескольких…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments