?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Подполковник ВВС
podpolkovnikvvs

Музей-заповедник «Царицыно»

Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно» — одно из самых больших музейно-выставочных учреждений города Москвы и крупнейший музей-заповедник в городе. Он включает в себя Царицынский дворцово-парковый ансамбль с комплексом дворцовых построек, Царицынскими прудами и пейзажным парком. Территория музея-заповедника с 1998 года входит в состав особо охраняемой природной территории «Царицыно».







Пересеченный рельеф, речки и ручьи, живописнейшие пруды составляют особую примету усадьбы Царицыно. В давние времена, правда, прудов еще не было, а у подножия высокого берега сливались полноводная речка Городенка и текущая с востока речка Язвенка. Чуть ниже по течению в Городенку под углом врезался глубокий овраг.

В ХI – XIII веках здесь жили вятичи – потомки одного из славянских племен, пришедших на свою новую родину еще в VI столетии. Вдоль Язвенки сохранились следы их поселений, а в парке – их захоронения-курганы.

Долгие столетия царицынские окрестности представляли собой сухие леса, прерывавшиеся пустошами, которые возникали при попытке людей расчищать (вплоть до XVI века – подсечно-огневым способом) участки земли под новые, более урожайные пашни.

Ядром будущей усадьбы стала пустошь Черная Грязь. Первые упоминания о ней встречаются в Писцовых книгах 1589 года. Тогда она относилась к землям царского села Коломенское. Места эти были мало заселены.

Только в начале следующего, XVII столетия в окружении черногрязской пустоши появляются «владельцы», которым земли были пожалованы за службу. В 1633 году, 26 января, именным царским указом окольничему Лукьяну Степановичу Стрешневу было «продано в вотчину… в Московском уезде села Коломенского пустошь Бабынина, да пустошь Черногряская, да пустошь Арехово да пустошь Коржавино». Первый владелец и определил место для главного двора своей вотчины – на мысу между рекой и оврагом, на пустоши Черная Грязь.

С этой даты и этого имени начинается история усадьбы Черная Грязь, на месте которой впоследствии будет воздвигнуто Царицыно.


По дороге музею-заповеднику встречается разная живность, в том числе пернатые.





Заходим и видим один из прудов парка.





Вдалеке виднеется дворец



Неожиданно появляется местное транспортное средство.










В центре пруда насыпной остров, когда то он был квадратный (по задумке архитектора)



По левой стороне видим второй пруд и второй насыпной остров в виде полукруга.



Раньше этот остров не был соединен мостами с берегами, во время реконструкции их построили, а так же добавили цвето-музыкальный фонтан.










Идем дальше.



Перед нами ФИГУРНЫЙ МОСТ

Фигурный мост (1776-78). Построен архитектором В. И. Баженовым в 1776–1778 гг., представляет оригинальное оформление въезда в усадьбу Царицыно. Эффектное сооружение со стороны дороги выглядит как часть крепостной стены с широкой проездной аркой, заключенной между двумя ярусными башнями. Средневековые, или «готические», черты придают мосту грозные башни с декоративными зубцами в форме «ласточкина хвоста», напоминающими кремлевские. Двухсторонние фасады Фигурного моста богато украшены белокаменными деталями и рельефной кирпичной кладкой.







Верхняя проездная часть моста, соединяющая два неравных по высоте холма, является частью Березовой перспективы, протянувшейся вдоль высокого берега над прудами. Проезд Фигурного моста представляет собой неширокую галерею, по сторонам ограниченную высокими арочными ограждениями. Разделенные дорогой надвое башни образуют полукруглые ниши, в которых архитектор планировал поместить растения в кадках для придания всему сооружению сходства с романтической парковой постройкой. К церкви от моста проложен пологий спуск, украшенный тонкими декоративными башенками.

Поднимаемся на проездную часть моста.














Справа видим ЦЕРКОВЬ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК

Церковь во имя Иконы Божией Матери Живоносный Источник в Царицыне основана в период владения Черной Грязью боярами Голицыными (1684-1689). Первоначально была деревянная. Церковь посвящена иконе, сюжет которой в стенописях появляется в начале 14 века, а в иконах - в конце 17 века. Иконография образа происходит из Константинополя, в 17 веке этот образ связывался с исцелениями от физических недугов.



Слева ТРЕТИЙ КАВАЛЕРСКИЙ КОРПУС

Третий Кавалерский корпус - одноэтажный павильон с башней, одно из первых зданий а рхитектурного ансамбля Царицыно , построенного архитектором В.И. Баженовым в 1776–1779 гг. Архитектор упоминал его как один из трёх «домиков… считая от Церковного рва к взъезду» на Фигурный мост. Два несохранившихся «домика», Крестообразный павильон и Шестиугольный павильон , составляли с ним композиционное целое. Третий Кавалерский корпус играет важную роль в общей композиции ансамбля. Небольшой павильон расположен на высоком мысу между прудом и оврагом и декорирован в духе крепостной архитектуры. Как и большинство царицынских павильонов Третий Кавалерский корпус рассчитан на зрелищность, а образы его фасадов открываются в движении. Смена «картин» происходит благодаря совмещению объёмов и форм, над которыми возвышаются венчающие стены крепостные зубцы, купола и главная башня, придающие всему зданию вид миниатюрной крепости.







Сохранившиеся "именные" кирпичи из которых начально и было всё построено








Идем дальше и перед нами БОЛЬШОЙ МОСТ ЧЕРЕЗ ОВРАГ

Большой мост через овраг (1778, 1784-85) - одно из самых крупных сооружений архитектурного ансамбля Царицыно, построен архитектором В.И. Баженовым в 1778-1779, 1784-1785. Мост связывал центральное ядро ансамбля и с заовражной частью территории усадьбы, где предполагалось построить конюшни, и с Каширской дорогой, соединявшей Царицыно с Москвой. Опоры моста выполнены в виде грандиозной аркады, по которой проходит проезжая часть. Центральная часть моста, вырастающего со дна глубокого оврага, напоминает портал готического собора. Она выделена тремя высокими стрельчатыми арками и завершается массивным карнизом.




Парапет моста имеет вид глухой невысокой стенки, над центральной частью которой возвышаются круглые декоративные столбики. Фасады Большого моста щедро украшены многочисленными белокаменными элементами декора, которые расположены по всей поверхности и подчеркивают конструктивные части сооружения. Широкие арки, сквозные отверстия круглых проемов и треугольные прорези на месте арочных тимпанов вызывают впечатление лёгкости постройки и некоторого сходства её с античными мостами-акведуками.







Вид с моста на овраг.







Милицейский патруль)





Фотосеты)))





Идем дальше









ХЛЕБНЫЙ ДОМ (КУХОННЫЙ КОРПУС)


Хлебный дом (Кухни, Кухонный корпус) (1784-1785, арх. В.И. Баженов). Хозяйственный центр усадьбы, сосредоточенный в одном крупном здании, построен архитектором В.И. Баженовым в 1784-1785 гг. Он расположен в восточной части ансамбля и соединен с Галерей с аркой , которая отделяет центральную часть усадьбы от парковой зоны. В 1785 архитектор был отстранён от работ, и здание не было завершено. В 1786 оно было покрыто временной лубяной кровлей (позднее заменённой на железную в 1788-1789). Не был выложен парапет крыши, традиционно завершающий все постройки царицынского ансамбля; не была осуществлена и внутренняя отделка помещений. Однако все было предусмотрено для создания в нем подвалов и ледников для хранения продуктов, просторных служебных помещений для кухонь, кладовых, жилых помещений для служителей.

Внушительное по размерам двухэтажное здание, напоминающее дворец, имеет компактную кубическую форму, углы которого мягко скруглены. Оба этажа разделены массивным карнизом и украшены ритмичными рядами «готических» окон : на первом этаже стрельчатых с круглыми окошками «верхнего света», а на втором этаже - трехлопастными, в которых белокаменные наличники ясно очерчивают вписанный в вершину круг и разделяющую окна надвое вертикальную тягу. Кухонный корпус развернут к центру ансамбля своим «смягченным углом», а на двух его фасадах красуются эмблемы – архитектурно оформленные неглубокие ниши содержат изображение, которое напоминает каравай хлеба с солонкой, поставленной на него. Именно эта эмблема и дала зданию его второе название – Хлебный дом.
Кухонный корпус в плане образует квадрат с внутренним двором, к которому в XVIII в. вели две высокие проездные арки. В XIX в. здание было перепланировано архитектором В.Х. Дрегаловым и одна из арок была заложена, на ее месте появилась лестница. Интерьеры Кухонного корпуса образуют две проходящие вдоль внешнего и внутреннего, дворового, фасада анфилады сводчатых помещений, по своеобразной красоте и изяществу напоминающих дворцовые.









ФИГУРНЫЕ (ВИНОГРАДНЫЕ) ВОРОТА

Фигурные ворота - отдельно стоящая на границе с пейзажным парком однопролётная арка, построенная архитектором В.И. Баженовым в 1777-1778. Ворота, выполненные в форме триумфальной арки, находятся в конце Березовой перспективы и являются заметным ориентиром, к которому обращено движение вдоль выстроившихся по береговой линии дворцов и павильонов. За ними начинается уводящая в парк Утренняя дорожка. Архитектор называл их «вороты прекрасной фигуры… и нежной готической архитектуры». Фигурные ворота представляют собой высокую стрельчатую арку, перекинутую между двумя мощными устоями, выполненными в виде круглых ярусных башен. Нижний ярус, имеющий внутри небольшие камеры, выложен из белого камня и прорезан сквозными отверстиями со стрельчатым завершением. Верхний ярус меньшего диаметра башен из красного кирпича, окруженных острыми белокаменными зубцами, возносит вверх площадки, которые являлись постаментами для скульптурных украшений ворот.




СРЕДНИЙ ДВОРЕЦ (ОПЕРНЫЙ ДОМ)

Оперный дом (1776-1778, архитектор В.И. Баженов) - один из трёх дворцовых зданий, предназначавшихся для императрицы Екатерины II , был построен архитектором В.И. Баженовым в 1776-1778. Дворец расположен в конце Берёзовой перспективы, между Малым дворцом и Фигурными воротами, ведущими в парк. На Берёзовую перспективу выходит фасад двухэтажной галереи; собственно дворец располагается над высоким берегом Царицынского пруда. Сам зодчий чётко выделял в здании два объёма: «галерея с побочными комнатами» и «дворец при ней». Обе части Среднего дворца соединены в единую сложную композицию, скреплённую с двух сторон лестничными всходами, спрятанными в углубление между двумя корпусами здания. Строившийся дворец архитектор именует «средним», или «дворцом, что на луговине подле сада». Среди запланированных первоначально четырёх дворцов для императорской семьи – Средний дворец стоит особняком, в стороне от вытянутой в одну линию центральной группы. Второе наименование – Оперный дом, то есть «театр», дворец получил в 1804, когда возникло намерение отделать его для проведения концертов и музыкальных вечеров. Но, как и многие другие, эта затея не была осуществлена.







МАЛЫЙ (ПОЛУЦИРКУЛЬНЫЙ) ДВОРЕЦ

Малый (Полуциркульный) дворец (1776-1778, арх. В.И. Баженов) - самый маленький из трёх дворцов императрицы Екатерины II, построенный архитектором В.И. Баженовым в 1776-1778. Он находится напротив западного фасада Большого дворца, на главной аллее усадьбы, в XVIII в. называвшейся Берёзовой перспективой. Одноэтажный кирпичный павильон расположен на вершине искусственной земляной пирамиды, террасами спускающейся к прудам, отсюда открывался прекрасный вид на окрестности. Небольшая площадка и её полукруглые очертания во многом обусловили размеры и планировку здания и послужили причиной другого его названия – «полуциркульный» дворец.


Заслушались экскурсовода и только такое фото верхней части здания.



БОЛЬШОЙ ДВОРЕЦ

Большой Дворец (1786-1796), построен арх. М.Ф. Казаковым на месте разобранного по повелению императрицы Главного корпуса дворца В.И.Баженова. Существовало несколько вариантов проекта, из которых был осуществлен более упрощенный и уменьшенный вариант постройки.

Строительство велось главным образом помощниками архитектора.
В отличие от построек Баженова Большой дворец М.Ф. Казакова представляет собой вариант соединения классицистической объемно-планировочной структуры дворцовой постройки с наложенным на нее “готическим” декоративным убранством. Дворец имеет 68 саженей в длину и 20 саженей в ширину и господствует в панораме Царицына. Предполагавшаяся площадь – около 8000 кв.м. Размерам сооружения соответствует укрупненный масштаб белокаменного декора: колонн большого ордера по углам башен, стрельчатых аркад лоджий, массивных карнизов. Два квадратных в плане двухэтажных корпуса, их угловые башни и соединяющая корпуса трехэтажная галерея после завершения строительства были покрыты высокими скатными кровлями, выкрашенными темно-серой краской, что придавало дворцу романтический, но мрачноватый вид. Образ живописной руины Большой дворец приобрел в 1880-е, тогда же обветшавшие кровли и межэтажные перекрытия были разобраны для безопасности. Возникавшие на протяжении двух веков идеи и проекты восстановления и приспособления Большого дворца, в том числе под дом отдыха или завод шампанских вин, не были осуществлены. В 2007 году Большой дворец был полностью достроен, здание открыто для посетителей.


Ключ которым был открыт комплекс в 2007 году.




Архитекторы которые построили всё это великолепие.





Макеты двух вариантов дворца.





Фото дворца с разных сторон и ракурсов.
















То как это выглядело до реставрации.













200 лет дворец пустовал, приходя в ветхость и запустение, обрастая недоброй славой и жуткими слухами про привидений. Здесь был

трактир, ночлежка, а после революции - клуб, сельсовет, кочегарка...

15 лет назад в Царицыно решили сделать музей. "Страшно вспомнить, что тут было, - говорит директор Всеволод Аникович. - На крыше Кавалерского корпуса даже кур разводили". За эти годы отставной генерал сумел сделать почти невозможное. Огромная часть дворцового комплекса обрела прежний вид.

Еще немного фото.














И .... конечно авиация )))









promo podpolkovnikvvs november 10, 2015 13:32 16
Buy for 30 tokens
Продолжим нашу экскурсию. Вениамин Вайсман. Безногий аферист из Житомира успешно «разводил» сталинских министров 1 Вайсман перебрался в Москву. Будучи калекой, он уже не мог заниматься своим прежним ремеслом. И тогда вор решает сменить амплуа. В 1945 году, в течение нескольких…